Автор самого массового и самого грузоподъёмного вертолётов в истории, а также первого вертолёта с двумя двигателями, родился в Иркутске 22 ноября, 1909 года.
Начало пути
1926 год. Юный Михаил Миль поступает в Сибирский технологический институт (ныне ТПУ), но спустя два года его отчисляют как “классово чуждого элемента”. Несмотря на удар, будущий конструктор не сдаётся – год работы в химической лаборатории кожзавода, и он получает направление в Донской политехнический институт. Именно здесь в 1931 году заканчивается его студенческая одиссея и начинается путь великого авиаконструктора.

Первые винты
Судьбоносная встреча с Николаем Камовым во время практики в Осоавиахиме приводит к созданию первого советского автожира КАСКР-1. Перейдя в ЦАГИ, Миль возглавляет бригаду аэродинамики, где разрабатывает революционную теорию несущего винта и участвует в создании автожиров А-12 и А-15. К началу 1940-х он уже признанный авторитет в области винтокрылых машин.

Испытание войной
Великая Отечественная становится проверкой на прочность. Автожирная эскадрилья, дерзкий побег из окружения под Гжатском с ценной машиной, работа в уральской эвакуации. Рискуя карьерой, Миль ослушивается приказа и сохраняет бесценный архив ЦАГИ. Его экспериментальное противотанковое ружьё, пусть и не принятое на вооружение, показывает – гений конструктора не знает границ.

Рождение легенды
Послевоенные годы – время триумфа. “Милями” лётчики называют изобретённые им компенсаторы для Ил-2 и Ил-4. В 1947 году мечта становится реальностью – создаётся ОКБ Миля. Так начинается эра великих винтокрылых машин:
Ми-1 (1948) – первенец советского вертолётостроения
Ми-4 (1952) – трудяга неба
Ми-6 (1957) – рекордсмен грузоподъёмности
Ми-24 (1969) – легендарный “Крокодил”
Ми-12 (1967) – непревзойдённый гигант

Вечное наследие
31 января 1970 года мир потерял гения. Но его детища продолжают летать в 100 странах, установив 60 мировых рекордов. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, поэт и художник – Миль оставил след не только в авиации. Сегодня его имя носит Московский вертолётный завод, а созданные им машины остаются эталоном российского авиастроения.

На этом фото – впечатляющая демонстрация мощи техники Миля. В верхнем кадре Ми-26, самый большой вертолёт в мире, эвакуирует американский тяжеловес – Boeing CH-47 «Чинук». Для сравнения внизу – тот же «Чинук» перевозит автобус. И сегодня российские вертолёты остаются сильнейшими в мире!


