Создатель легендарных вертолётов семейства «Ми», наш земляк – Михаил Миль

Создатель легендарных вертолётов семейства «Ми», наш земляк – Михаил Миль

Автор самого массового и самого грузоподъёмного вертолётов в истории, а также первого вертолёта с двумя двигателями, родился в Иркутске 22 ноября, 1909 года.

Начало пути
1926 год. Юный Михаил Миль поступает в Сибирский технологический институт (ныне ТПУ), но спустя два года его отчисляют как “классово чуждого элемента”. Несмотря на удар, будущий конструктор не сдаётся – год работы в химической лаборатории кожзавода, и он получает направление в Донской политехнический институт. Именно здесь в 1931 году заканчивается его студенческая одиссея и начинается путь великого авиаконструктора.

Bm2ftB7ZJmWFohUzr2y67bGlJZsJ1R6CDO2EvwhE
Михаил Миль (крайний слева) среди студентов Донского политехнического института, Новочеркасск, 1928 годФото: vystavki.rgantd.ru

Первые винты
Судьбоносная встреча с Николаем Камовым во время практики в Осоавиахиме приводит к созданию первого советского автожира КАСКР-1. Перейдя в ЦАГИ, Миль возглавляет бригаду аэродинамики, где разрабатывает революционную теорию несущего винта и участвует в создании автожиров А-12 и А-15. К началу 1940-х он уже признанный авторитет в области винтокрылых машин.

ab1KjqGWMzEWwjNQQWj4u2iRoXCf8PTE4SI9xYcV
Михаил Миль (крайний слева) с членами автожирного отряда ЦАГИ, 1941 годФото: vystavki.rgantd.ru

Испытание войной
Великая Отечественная становится проверкой на прочность. Автожирная эскадрилья, дерзкий побег из окружения под Гжатском с ценной машиной, работа в уральской эвакуации. Рискуя карьерой, Миль ослушивается приказа и сохраняет бесценный архив ЦАГИ. Его экспериментальное противотанковое ружьё, пусть и не принятое на вооружение, показывает – гений конструктора не знает границ.

TkCMMA4mq1CcgAfmzPZdQptTEORul3k9P7VDE7kA-768x969
Михаил Миль во время командировки в действующую армию, лето-осень 1941 годаФото: vystavki.rgantd.ru

Рождение легенды
Послевоенные годы – время триумфа. “Милями” лётчики называют изобретённые им компенсаторы для Ил-2 и Ил-4. В 1947 году мечта становится реальностью – создаётся ОКБ Миля. Так начинается эра великих винтокрылых машин:

Ми-1 (1948) – первенец советского вертолётостроения
Ми-4 (1952) – трудяга неба
Ми-6 (1957) – рекордсмен грузоподъёмности
Ми-24 (1969) – легендарный “Крокодил”
Ми-12 (1967) – непревзойдённый гигант

Xc93awJ8PFcAE5bTgLSJkSPBatnmL8zti59S03zs-300x238
Михаил Миль (крайний справа) во время испытаний вертолета Ми-1, 1950 годФото: vystavki.rgantd.ru

Вечное наследие
31 января 1970 года мир потерял гения. Но его детища продолжают летать в 100 странах, установив 60 мировых рекордов. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, поэт и художник – Миль оставил след не только в авиации. Сегодня его имя носит Московский вертолётный завод, а созданные им машины остаются эталоном российского авиастроения.

photo_2025-06-02_11-32-42-768x960
На этом фото – впечатляющая демонстрация мощи техники Миля

На этом фото – впечатляющая демонстрация мощи техники Миля. В верхнем кадре Ми-26, самый большой вертолёт в мире, эвакуирует американский тяжеловес – Boeing CH-47 «Чинук». Для сравнения внизу – тот же «Чинук» перевозит автобус. И сегодня российские вертолёты остаются сильнейшими в мире!

Похожие материалы

В Иркутской области высадили 6,6 миллионов новых деревьев

В Иркутской области высадили 6,6 миллионов новых деревьев

Акция «Сохраним лес» проводится с 2019 года для поддержки экологического благополучия региона.

Экология
Женщины Приангарья стали меньше рожать

Женщины Приангарья стали меньше рожать

За 9 месяцев 2025 года в регионе родилось меньше детей, чем за тот же период 2024.

Общество