МС-21 - крупнейший проект российского авиастроения - реализуется в Иркутске

МС-21 - крупнейший проект российского авиастроения - реализуется в Иркутске

2025 год для Иркутской области, да и всего отечественного авиастроения прошел под знаком МС-21. Впервые встали на крыло сразу два опытных образца. Проект, который, казалось, канет в Лету после введения масштабных санкций, все же состоялся. Российские авиастроители и инженеры на протяжении нескольких лет заменяли зарубежные детали российскими, чтобы все же дать жизнь самолету, который может заменить «Боинги» и «Эйрбасы» в гражданской авиации. Как чувствует себя Магистральный самолет XXI века с новой «начинкой», читайте в материале Издания.

мс
Флагманы российского авиастроения представили на выставке ИннопромФото: Объединенная авиастроительная корпорация

СПРАВОЧНО: В МС-21 за последние восемь лет практически все системы заменили на отечественные;

28 мая 2017 года в небо впервые поднялся лайнер МС-21 («Магистральный самолет 21 века»). В составе самолета использовались иностранные системы и агрегаты. Полет проходил с аэродрома Иркутского авиационного завода нашей ОАК и продлился 30 минут;

Введенные против России санкции внесли коррективы в этот проект. В результате программы импортозамещения около 80 агрегатов и систем стали российскими.

На самолете заменены:

  • ️ органы управления в кабине;
  • приводы системы управления;
  • ️ система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора;
  • ️ комплекс бортового радиоэлектронного оборудования;
  • ️ комплексная система кондиционирования воздуха;
  • ️ интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации;
  • ️ система торможения колес;
  • ️ маршевые и вспомогательная силовые установки;
  • ️ топливная система.

А главное, МС-21 получил российские двигатели ПД-14, разработанные специально для МС-21, и крыло, созданное из отечественных композитов.

сборка
мс сбр
photo_2025-12-05_17-07-26
Сборка крыла2
Собирают МС-21 на авиазаводе в ИркутскеФото: Объединенная авиастроительная корпорация

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

29 апреля взгляды большинства жителей Иркутска были направлены в небо. Свой первый испытательный полет совершил МС-21. За ним жители Приангарья следят почти как за ребенком – каждый шаг тут же попадает в объективы сотен горожан. Первый полет на отечественных двигателях не стал исключение. И, пожалуй, один из самых популярных комментариев: «кто пустил пилота истребителя в кабину».

Полет был выполнен с аэродрома Иркутского авиазавода. Самолет находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3000 м. Полетное задание выполнено полностью. Все системы, включая новые отечественные, отработали без замечаний.

На кадрах – и правда необычные для пассажирского самолета пируэты. Их авторы – и правда военный летчик. Право первыми поднять обновленный МС-21 в небо получил Герой России, летчик-испытатель Роман Таскаев. В прошлом вместе с летчиком-испытателем Олегом Каноненко он поставил на крыло первый МС-21 еще в старой комплектации. Это было еще в 2017 году. И вот спустя 8 лет лайнер вновь поднялся в небо, выполняя команды Романа Таскаева. К слову, в 2025 году летчику исполнился 71 год.

первый полет
Первый полет 2
Первый полет второго образца3
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Мы летали столько, сколько хотели, а не столько, сколько могли. Все шло по плану. При заходе на посадку воздушная обстановка потребовала, чтобы мы пропустили самолеты, заходящие на посадку в гражданский аэропорт. Мы уверены, что можно продолжать летные испытания после соблюдения тех формальностей, которые после первого полета должны выполнить

Роман Таскаев, Герой России, летчик-испытатель

Уже в мае опытный МС-21 под управлением Романа Таскаева прибыл из Иркутска на аэродром ЛИИ имени Громова «Раменское» для продолжения программы сертификационных полетов. Это был первый длительный беспосадочный перелет.

Стартовали сертификационные испытания лайнера МС-21 с российскими системами. Первый полет в Жуковском состоялся 25 июня. Лайнер провел в воздухе 4 часа на различных высотах. Его пилотировал заслуженный лётчик-испытатель России Андрей Воропаев, который позже поднимет в воздух и второй опытный образец.

На самолете, который сегодня начал сертификационные испытания, осталось всего три зарубежных системы – приводы, тормоза и генераторы. Скоро к программе подключится полностью импортозамещенная машина, на которой все системы и агрегаты будут отечественными. Сейчас она находится в цехе окончательной сборки. Мы работаем в условиях сжатых сроков, так как понимаем, что МС-21 ждут в авиакомпаниях. Поэтому параллельно с сертификацией готовим серийное производство – на заводе в разной степени готовности находится уже более 20 бортов. Ожидаем, что поставки новых лайнеров заказчикам начнутся в следующем году.

Олег Евтушенко, исполнительный директор госкорпорации «Ростех»

В июле МС снова взмыл в небо. На этот раз испытывали бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет провел в воздухе 3,5 часа. К концу августа общая продолжительность полетов в рамках сертификационных испытаний уже достигла 74 часов. Лайнер совершил 19 полетов в подмосковном Жуковском.

В это время в Иркутске завершали наземные частотные испытания второго борта. В цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода проверяли работу отечественной системы электроснабжения, гидросистемы, комплексной системы управления, системы шасси и радиоэлектронного оборудования.

Частотные испытания – важный этап программы сертификации, который гарантирует надежность воздушного судна и приближает полностью импортозамещенный лайнер к первому полету.

Виталий Нарышкин, главный конструктор МС-21 ПАО «Яковлев»

28 октября второй опытный образец поднялся в воздух. Он находился в воздухе около одного часа, достигая скорости до 500 км/ч и высоты до 3500 м. Полетное задание выполнено полностью, а все российские компоненты отработали штатно. Командиром воздушного судна стал Андрей Воропаев.

Делали два прохода на посадку — один в гладкой конфигурации, один — в выпущенной. Не стали рисковать по ветру, он был порывистый. Все видели, что было на запуске — приходилось пережидать. Когда метео доложило о порывах, превышающих ограничения, решили заходить с другого направления. Нас ничем не напугать. Самолёт — прекрасен, сам по себе — просто красив. Как говорили наши конструкторы — красивый самолёт красиво летает.

Андрей Воропаев, лётчик-испытатель

Самое главное, на что было обращено внимание, это система управления, поскольку это первый самолёт, на котором она полностью отечественная, включая органы управления в кабине экипажа, включая привода, механизации, органов управления, элеронов, руля высоты. Механизм перестановки стабилизатора. То есть самолёт балансировался на всех режимах. Мы выполнили режимы в разных конфигурациях, то есть во взлётной, в посадочной, в полётной конфигурации. Сделали разгоны, торможения, координированное скольжение, перекладки, дачи. По Тангажу. Программа полёта выполнена полностью. То есть все режимы, которые нам были предписаны, и все высоты и скорости мы достигли. С борта сопровождения нас не только снимали, но и контролировали наши параметры. Поэтому теперь нам нужно подготовить этот самолёт.

второй летчик-испытатель Олег Мутовин

Дебют второго МС-21 проходил в компании учебно-боевого Як-130. Испытательные полеты гражданских лайнеров всегда сопровождаются, и МС-21 не является исключением. По регламенту в воздухе должен находиться второй самолет, ведущий технологическое наблюдение за воздушным судном. В данном случае это Як-130, поскольку их строят на том же иркутском предприятии, что и МС-21.

Всего через неделю МС-21 перелетел почти через всю страну – из Иркутска в подмосковный Жуковский.

Перелет второго образца
Перелет второго образца2
Перелет второго образца3
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

НОВЫЙ ОБЛИК САМОЛЕТОВ

МС-21 получил отечественный интерьер. Его укомплектовали багажными полками, оконными и потолочными панелями, кухонными и туалетными модулями, гардеробными, перегородками, шторками, облицовкой и окантовкой дверей, а также креслами бизнес-класса.

Компоновка салона МС-21 теперь осуществляется при помощи 3D-моделирования. Это разработка 21-летнего студента МАИ, инженера-конструктора Объединенной авиастроительной корпорации Дмитрия Бабченко. Его новая учебная работа призвана сделать производство лайнера МС-21 более быстрым и эффективным, а сам самолет – максимально комфортным для пассажиров.

Проект связан с компоновкой пассажирского салона самолета МС-21. Дело в том, что при проектировании самолета невозможно оценить на 100%, насколько все конструктивные решения интерьера получились удачными. Зачастую подобные вещи приходится исправлять, когда собран макет пассажирского салона. Наше задание заключается в том, чтобы разработать гибкую 3D модель пассажирского салона, где можно будет менять шаг кресел, их количество, следить за степенью удобства пассажиров. Для этого в модели будут предусмотрены манекены, имитирующие пассажиров. Я думаю, некоторые наработки в этом направлении могут быть полезны в будущем

Дмитрий Бабченко, инженер-конструктор Объединенной авиастроительной корпорации
Импортозам
испортозам
замещение3

Лайнер имеет повышенный уровень комфорта – большие иллюминаторы, расширенный проход между креслами и увеличенные багажные полки. В двухклассной компоновке он сможет брать на борт 175 пассажиров, из них 16 в классе «бизнес». Первые серийные самолеты уже в производстве на Иркутском авиазаводе. Завершение сертификации планируется в 2026 году.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

МС-21 планируют запустить в массовое производство сразу после завершения сертификационных испытаний в 2026 году. Но еще до конца 2025 у Магистрального самолета XXI века появится младший брат. 210-й. По крайней мере, ожидается эскизно-технический проект самолета МС-21-210. Эту модель будет отличать более короткий фюзеляж, число пассажиров снизится с 175 у 310-го до 153.

Кстати, глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью уже заявил, что с удовольствием сам полетит на МС-21 после его запуска в гражданское использование.

На МС-21 уже летал и еще полечу с удовольствием. Машина получилась прекрасная. Уж точно не хуже импортных, а в чем-то даже лучше, потому что это – более современный самолет. Ведь по факту летающие сейчас «Боинги» и «Эйрбасы» создавались в 60-х годах прошлого века, с тех пор их просто регулярно докручивают

Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех»

Это передовой по своим характеристикам самолет, очень современный и комфортный, с выдающейся аэродинамикой и системами нового поколения на борту. В сочетании с двигателями ПД-14 это обеспечивает низкие эксплуатационные расходы и хорошую экономику для авиакомпаний. Наши авиастроители проделали огромный труд, заменив порядка 80 иностранных систем и агрегатов, чтобы не зависеть от санкций и поставщиков из других стран. Сегодняшний полет делает нас на шаг ближе к сертификации и началу поставок на рынок импортозамещенного МС-21.

Олег Евтушенко, исполнительный директор госкорпорации «Ростех»

Конечно, все ждут этих самолетов. Знаю, что корпорация старается сделать их аккуратно, надежно – в этом смысл. Без сомнения всё должно быть безопасно.

Михаил Мишустин, председатель правительства России

Похожие материалы

Иркутская область будет продавать минералку странам Персидского залива

Иркутская область будет продавать минералку странам Персидского залива

Подписание двух соглашений состоялось в рамках бизнес-миссии

Экономика
«Облкоммунэнерго» не будет передан частной компании еще как минимум год

«Облкоммунэнерго» не будет передан частной компании еще как минимум год

Решение о передаче имущества госпредприятия удалось отложить на год

Экономика