2025 год для Иркутской области, да и всего отечественного авиастроения прошел под знаком МС-21. Впервые встали на крыло сразу два опытных образца. Проект, который, казалось, канет в Лету после введения масштабных санкций, все же состоялся. Российские авиастроители и инженеры на протяжении нескольких лет заменяли зарубежные детали российскими, чтобы все же дать жизнь самолету, который может заменить «Боинги» и «Эйрбасы» в гражданской авиации. Как чувствует себя Магистральный самолет XXI века с новой «начинкой», читайте в материале Издания.

СПРАВОЧНО: В МС-21 за последние восемь лет практически все системы заменили на отечественные;
28 мая 2017 года в небо впервые поднялся лайнер МС-21 («Магистральный самолет 21 века»). В составе самолета использовались иностранные системы и агрегаты. Полет проходил с аэродрома Иркутского авиационного завода нашей ОАК и продлился 30 минут;
Введенные против России санкции внесли коррективы в этот проект. В результате программы импортозамещения около 80 агрегатов и систем стали российскими.
На самолете заменены:
- ️ органы управления в кабине;
- приводы системы управления;
- ️ система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора;
- ️ комплекс бортового радиоэлектронного оборудования;
- ️ комплексная система кондиционирования воздуха;
- ️ интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации;
- ️ система торможения колес;
- ️ маршевые и вспомогательная силовые установки;
- ️ топливная система.
А главное, МС-21 получил российские двигатели ПД-14, разработанные специально для МС-21, и крыло, созданное из отечественных композитов.
ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
29 апреля взгляды большинства жителей Иркутска были направлены в небо. Свой первый испытательный полет совершил МС-21. За ним жители Приангарья следят почти как за ребенком – каждый шаг тут же попадает в объективы сотен горожан. Первый полет на отечественных двигателях не стал исключение. И, пожалуй, один из самых популярных комментариев: «кто пустил пилота истребителя в кабину».
Полет был выполнен с аэродрома Иркутского авиазавода. Самолет находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3000 м. Полетное задание выполнено полностью. Все системы, включая новые отечественные, отработали без замечаний.
На кадрах – и правда необычные для пассажирского самолета пируэты. Их авторы – и правда военный летчик. Право первыми поднять обновленный МС-21 в небо получил Герой России, летчик-испытатель Роман Таскаев. В прошлом вместе с летчиком-испытателем Олегом Каноненко он поставил на крыло первый МС-21 еще в старой комплектации. Это было еще в 2017 году. И вот спустя 8 лет лайнер вновь поднялся в небо, выполняя команды Романа Таскаева. К слову, в 2025 году летчику исполнился 71 год.
Мы летали столько, сколько хотели, а не столько, сколько могли. Все шло по плану. При заходе на посадку воздушная обстановка потребовала, чтобы мы пропустили самолеты, заходящие на посадку в гражданский аэропорт. Мы уверены, что можно продолжать летные испытания после соблюдения тех формальностей, которые после первого полета должны выполнить
Роман Таскаев, Герой России, летчик-испытатель
Уже в мае опытный МС-21 под управлением Романа Таскаева прибыл из Иркутска на аэродром ЛИИ имени Громова «Раменское» для продолжения программы сертификационных полетов. Это был первый длительный беспосадочный перелет.
Стартовали сертификационные испытания лайнера МС-21 с российскими системами. Первый полет в Жуковском состоялся 25 июня. Лайнер провел в воздухе 4 часа на различных высотах. Его пилотировал заслуженный лётчик-испытатель России Андрей Воропаев, который позже поднимет в воздух и второй опытный образец.
На самолете, который сегодня начал сертификационные испытания, осталось всего три зарубежных системы – приводы, тормоза и генераторы. Скоро к программе подключится полностью импортозамещенная машина, на которой все системы и агрегаты будут отечественными. Сейчас она находится в цехе окончательной сборки. Мы работаем в условиях сжатых сроков, так как понимаем, что МС-21 ждут в авиакомпаниях. Поэтому параллельно с сертификацией готовим серийное производство – на заводе в разной степени готовности находится уже более 20 бортов. Ожидаем, что поставки новых лайнеров заказчикам начнутся в следующем году.
Олег Евтушенко, исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
В июле МС снова взмыл в небо. На этот раз испытывали бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет провел в воздухе 3,5 часа. К концу августа общая продолжительность полетов в рамках сертификационных испытаний уже достигла 74 часов. Лайнер совершил 19 полетов в подмосковном Жуковском.
В это время в Иркутске завершали наземные частотные испытания второго борта. В цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода проверяли работу отечественной системы электроснабжения, гидросистемы, комплексной системы управления, системы шасси и радиоэлектронного оборудования.
Частотные испытания – важный этап программы сертификации, который гарантирует надежность воздушного судна и приближает полностью импортозамещенный лайнер к первому полету.
Виталий Нарышкин, главный конструктор МС-21 ПАО «Яковлев»
28 октября второй опытный образец поднялся в воздух. Он находился в воздухе около одного часа, достигая скорости до 500 км/ч и высоты до 3500 м. Полетное задание выполнено полностью, а все российские компоненты отработали штатно. Командиром воздушного судна стал Андрей Воропаев.
Делали два прохода на посадку — один в гладкой конфигурации, один — в выпущенной. Не стали рисковать по ветру, он был порывистый. Все видели, что было на запуске — приходилось пережидать. Когда метео доложило о порывах, превышающих ограничения, решили заходить с другого направления. Нас ничем не напугать. Самолёт — прекрасен, сам по себе — просто красив. Как говорили наши конструкторы — красивый самолёт красиво летает.
Андрей Воропаев, лётчик-испытатель
Самое главное, на что было обращено внимание, это система управления, поскольку это первый самолёт, на котором она полностью отечественная, включая органы управления в кабине экипажа, включая привода, механизации, органов управления, элеронов, руля высоты. Механизм перестановки стабилизатора. То есть самолёт балансировался на всех режимах. Мы выполнили режимы в разных конфигурациях, то есть во взлётной, в посадочной, в полётной конфигурации. Сделали разгоны, торможения, координированное скольжение, перекладки, дачи. По Тангажу. Программа полёта выполнена полностью. То есть все режимы, которые нам были предписаны, и все высоты и скорости мы достигли. С борта сопровождения нас не только снимали, но и контролировали наши параметры. Поэтому теперь нам нужно подготовить этот самолёт.
второй летчик-испытатель Олег Мутовин
Дебют второго МС-21 проходил в компании учебно-боевого Як-130. Испытательные полеты гражданских лайнеров всегда сопровождаются, и МС-21 не является исключением. По регламенту в воздухе должен находиться второй самолет, ведущий технологическое наблюдение за воздушным судном. В данном случае это Як-130, поскольку их строят на том же иркутском предприятии, что и МС-21.
Всего через неделю МС-21 перелетел почти через всю страну – из Иркутска в подмосковный Жуковский.
НОВЫЙ ОБЛИК САМОЛЕТОВ
МС-21 получил отечественный интерьер. Его укомплектовали багажными полками, оконными и потолочными панелями, кухонными и туалетными модулями, гардеробными, перегородками, шторками, облицовкой и окантовкой дверей, а также креслами бизнес-класса.
Компоновка салона МС-21 теперь осуществляется при помощи 3D-моделирования. Это разработка 21-летнего студента МАИ, инженера-конструктора Объединенной авиастроительной корпорации Дмитрия Бабченко. Его новая учебная работа призвана сделать производство лайнера МС-21 более быстрым и эффективным, а сам самолет – максимально комфортным для пассажиров.
Проект связан с компоновкой пассажирского салона самолета МС-21. Дело в том, что при проектировании самолета невозможно оценить на 100%, насколько все конструктивные решения интерьера получились удачными. Зачастую подобные вещи приходится исправлять, когда собран макет пассажирского салона. Наше задание заключается в том, чтобы разработать гибкую 3D модель пассажирского салона, где можно будет менять шаг кресел, их количество, следить за степенью удобства пассажиров. Для этого в модели будут предусмотрены манекены, имитирующие пассажиров. Я думаю, некоторые наработки в этом направлении могут быть полезны в будущем
Дмитрий Бабченко, инженер-конструктор Объединенной авиастроительной корпорации
Лайнер имеет повышенный уровень комфорта – большие иллюминаторы, расширенный проход между креслами и увеличенные багажные полки. В двухклассной компоновке он сможет брать на борт 175 пассажиров, из них 16 в классе «бизнес». Первые серийные самолеты уже в производстве на Иркутском авиазаводе. Завершение сертификации планируется в 2026 году.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
МС-21 планируют запустить в массовое производство сразу после завершения сертификационных испытаний в 2026 году. Но еще до конца 2025 у Магистрального самолета XXI века появится младший брат. 210-й. По крайней мере, ожидается эскизно-технический проект самолета МС-21-210. Эту модель будет отличать более короткий фюзеляж, число пассажиров снизится с 175 у 310-го до 153.
Кстати, глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью уже заявил, что с удовольствием сам полетит на МС-21 после его запуска в гражданское использование.
На МС-21 уже летал и еще полечу с удовольствием. Машина получилась прекрасная. Уж точно не хуже импортных, а в чем-то даже лучше, потому что это – более современный самолет. Ведь по факту летающие сейчас «Боинги» и «Эйрбасы» создавались в 60-х годах прошлого века, с тех пор их просто регулярно докручивают
Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех»
Это передовой по своим характеристикам самолет, очень современный и комфортный, с выдающейся аэродинамикой и системами нового поколения на борту. В сочетании с двигателями ПД-14 это обеспечивает низкие эксплуатационные расходы и хорошую экономику для авиакомпаний. Наши авиастроители проделали огромный труд, заменив порядка 80 иностранных систем и агрегатов, чтобы не зависеть от санкций и поставщиков из других стран. Сегодняшний полет делает нас на шаг ближе к сертификации и началу поставок на рынок импортозамещенного МС-21.
Олег Евтушенко, исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
Конечно, все ждут этих самолетов. Знаю, что корпорация старается сделать их аккуратно, надежно – в этом смысл. Без сомнения всё должно быть безопасно.
Михаил Мишустин, председатель правительства России
















