Леонид Гайдай: Король советской комедии, чье детство прошло в Иркутске

Леонид Гайдай: Король советской комедии, чье детство прошло в Иркутске

Леонид Гайдай, гений, подаривший советскому зрителю смех, который стал народным достоянием, родился 30 января 1923 года в городе Свободный. Его судьба с самого начала была отмечена печатью времени: отец, Иов Гайдай, некогда был сослан на Дальний Восток за революционную деятельность, а мать, Мария Любимова, вслед за ним отправилась в суровый край, где и родился их младший сын. Детство и отрочество Леонида прошли в Иркутске, куда вскоре перебралась семья.

Школьные годы раскрывали противоречивый характер будущего режиссера: он много читал, но был отчаянным сорванцом, получая замечания за драки и хулиганские выходки. Уже тогда в нем просыпался артист: он играл на балалайке в самодеятельном кружке и с блеском читал со сцены Зощенко и Маяковского. Его выпускной бал совпал с началом войны. Охваченные патриотическим порывом, он и его сверстники рвались на фронт, не ведая о грядущих трагедиях.

1675074100993446_Y8M20BxX
Леонид ГайдайНиколай Малышев/ ТАСС

Сначала Гайдай устроился рабочим в Иркутский драмтеатр, впитывая магию сцены и заучивая спектакли наизусть. В 1942 году его призвали в армию. Служба началась в Монголии, где он объезжал лошадей, а после училища его направили на Калининский фронт. Он был на хорошем счету, но в 1943 году подорвался на мине. Ранение оказалось тяжелым, долгое лечение, костыли и инвалидность навсегда оставили шрам в его душе.

Вернувшись в Иркутск, он поступил в театральную студию, а затем стал актером местного драмтеатра. Однако жажда большего привела его в Москву. Поступление во ВГИК стало судьбоносным поворотом: его не взяли в ГИТИС из-за «театральной зашоренности», но киноинститут распахнул перед ним двери. Здесь же он встретил свою единственную любовь — однокурсницу Нину Гребешкову, которая стала его верной спутницей на сорок лет.

68eb16aa-0b98-43ee-a215-c2f37882b11b_jpg_800x600_x-False_q85
Леонид ГайдайФото: kinopoisk.ru

Его первые шаги в режиссуре были непростыми. Дебютная комедия «Жених с того света» была безжалостно изрезана цензурой, а следующая, серьезная картина «Трижды воскресший», провалилась. Казалось, карьере конец. Но Гайдай нашел силы начать все заново. В старом номере «Правды» он отыскал короткий фельетон и создал нечто совершенно новое — десятиминутный шедевр «Пес Барбос и необыкновенный кросс». Так на экране родилась легендарная троица: Трус, Балбес и Бывалый. Успех был оглушительным.

Снимок
Леонид Гайдай и Наталья Кустинская в роли актрисы на сьемках художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»Иллюстрация из книги Евгения Новицкого «Леонид Гайдай» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: издательство «Молодая гвардия», 2017

За этим последовала золотая эра гайдаевской комедии. «Операция «Ы»», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» стали настоящей народной энциклопедией юмора. Он создавал не просто смешные сценки, а целый мир, где царили абсурд, эксцентрика и чистая, добрая ирония. Его фильмы были зрелищными, остроумными и музыкальными; фразы из них мгновенно уходили в народ, становясь поговорками.

В 1970-е Гайдай обратился к классике, сняв «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию». Эти фильмы, хоть и стали культовыми, уже несли на себе отпечаток цензурного давления. Его поздние работы, такие как «Инкогнито из Петербурга» или «Спортлото-82», уже не достигали прежнего громогласного успеха, что режиссер переживал крайне болезненно.

14423627012023_f6ef3ac37ae68f74beb1f37149e5c7e5f386b330
Леонид Гайдай на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»Игорь Гневашев / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Эпоха перестройки и распада СССР стала для него трудным временем. Финансирование кино сокращалось, а его последняя картина «На Дерибасовской хорошая погода...» стала прощальным аккордом в эпоху перемен. Здоровье мастера было подорвано, и 19 ноября 1993 года его сердце остановилось.

Леонид Гайдай ушел, но оставил после себя уникальное наследие — смех, который объединяет поколения. Его комедии, давно разобранные на цитаты, остаются вне времени, словно подтверждая простую и вечную истину: пока люди смеются, они по-настоящему живы.

Похожие материалы

Иркутские издания о декабристах представили в Музее Пушкина в Москве

Иркутские издания о декабристах представили в Музее Пушкина в Москве

Они посвящены судьбе Елены Волконской и перепискам декабристоведов

Культура
Графику Даши Намдакова впервые представят в Иркутске

Графику Даши Намдакова впервые представят в Иркутске

Картины выполнены тушью на рисовой бумаге

Культура