Шаманизм – одна из религий (хоть официально таковой не является), выполняющих роль «китов» в Иркутской области, наряду с христианством и буддизмом. К шаманам обращаются в основном коренные народы Прибайкалья – буряты, эвенки, якуты. Но сегодня число приверженцев шаманизма растет, а в практиках участвуют как верующие, так и туристы.

Истории появления шаманов в Иркутской области как таковой нет. Они просто всегда были. Шаманизм – религия древняя и политеистическая. Вероятнее всего, как и язычество, он появился из попыток объяснить природные явления и страха перед катаклизмами.
Шаманисты верят в духов, почитают корни и природу. Священным атрибутом считается огонь – он очищает, исцеляет, связывает миры, сам являясь живым божеством. Легенда гласит, что древние могущественные шаманы обнаружили в глубоком лесу таинственные светящиеся самородки, которые исцеляли и даровали своим обладателям защиту. В темные времена шаманы спрятали свои камни, и сейчас они, охраняемые заклинаниями, ждут сильных и чистых сердцем обладателей способности общаться с духами, чтобы вновь защищать людской род от зла.

Самым «шаманским» местом в Приангарье считается остров Ольхон. Из-за его положения – посреди вод Байкала – сюда стекались шаманы, преследуемые буддистами и властями. Еще это место считается обителью байкальских духов, по легенде именно здесь появились прародители 11 родов хоринских бурят, здесь находится скала Шаманка (где похоронена самая сильная шаманка острова, охранявшая свои сокровища и убитая простым охотником), да и вообще Ольхон окутан множеством тайн. Но сейчас существующие легенды охотно рассказывают приезжим. Места поклонения стали теперь основными туристическими направлениями, а священные скалы – фоном для фотографий из отпуска.
Узнать традиционного шамана очень просто: он будет одет в синие и зеленые цвета, скорее всего, в наряде будут меховые части, а на груди – металлические «зеркала», которые должны отражать все злое. Главная черта, по которой можно выявить человека, обладающего способностью связываться с духами – «шаманская болезнь». Человеку вдруг становится плохо, а врачи не могут ему помочь. И только начало практик способно избавить от недуга. Но есть одна важная деталь: в роду обязательно должен быть шаман. Научиться этому нельзя. Люди рассказывают, что некоторые из них могут даже понимать животных или видеть их глазами, а духов на время впускать в свое тело.

Так зачем же нужен шаман? Конечно, главная ценность в общине – его способность связываться с духами. Именно их просят о здоровье, плодородной земле, удачной охоте – обо всем, что необходимо для безопасной жизни. Для исполнения этих просьб шаманы делают духам подношения.

Одна из распространенных практик шамана – возвращение души в тело. Такие обряды проводятся и по сей день. Например, распространение получила история возвращения души контуженому бойцу спецоперации. По словам шаманов, она выскочила на поле боя. Тело врачи вылечили, а вот душу искали предки, и вернули владельцу. Но потерять ее можно не только в экстремальных условиях. Злость, гнев, грусть, частые болезни – это тоже симптомы потерянной души. Но шаман может ее вернуть, сам спустившись в нижний мир, или попросив об этом предков.
Возглавляет шаманов Иркутской области Виктор Мотошкин —председатель правления централизованной религиозной организации «Совет шаманских общин Иркутской области», шаман, кандидат технических наук. Его мама была атеисткой и бурятских традиций не придерживалась (в советские годы на шаманов, как и представителей других религий, совершались гонения). Сам Виктор учился в вузе в Томске на технической специальности. И только в 55 лет начал страдать «шаманской болезнью». А потом он увидел сон, который заставил его переехать в Иркутск, принести жертву «хозяевам» и принять сан.

Считается, что во всем регионе живет около трех тысяч шаманов. А вот шаманистов гораздо больше. С «бытовым» шаманизмом, по большому счету, сталкиваются все, кто бывал в Иркутской области. Пожалуй, каждый первый житель региона вне зависимости от вероисповедания хоть раз останавливался в определенных местах «покапать». На самом деле, эта бурятская традиция корнями уходит именно в шаманизм. Разбрызгивание водки или молока, бросание монет, риса или спичек – это тоже своего рода подношение духам. А оказываясь за одним столом с бурятом, не стоит удивляться, если перед тем, как пить алкоголь, он «покапает» на стол безымянным (самым чистым) пальцем. Теперь уже эти традиции соблюдают и туристы. Так что шаманизм, хоть это и древняя практика, все больше проникает в обычную современную жизнь, и все шире распространяется по континентам.





