Пока в Амурской области и Хабаровском крае жители скорбят о 48 погибших в авиакатастрофе с Ан-24, в Иркутске следователи работают с документацией авиакомпании «Ангара», которой принадлежал, с натяжкой назовем, лайнер. И, похоже, в данном случае авиакатастрофа была вполне закономерной. Обо всем по порядку.
Авиакатастрофа Ан-24 авиакомпании «Ангара» произошла 24 июля 2025 года. Рейс выполнялся по маршруту Хабаровск – Благовещенск – Тында. До последнего пункта судно не добралось, потерпев крушение в 15 километрах от населенного пункта в глубокой тайге. Погибли все 48 человек, находившихся на борту.
Версий происшествия – две: человеческий фактор и техническая неисправность. И тут первая пометка. При любой авиакатастрофе именно эти два фактора называют возможными причинами случившегося. И почти во всех случаях они в совокупности и приводят к трагедии. Иногда к ним добавляются сложные условия внешней среды.

ЧЕМ ЗНАМЕНИТА «АНГАРА»
Авиакомпания «Ангара» – что-то вроде «лоукостера» в общем понимании – она совершает рейсы внутри Сибири и Дальнего востока, организует чартеры. В этом году отметила 25-летию юбилей. Компания входит в группу «Истлэнд», занимающуюся угледобычей, строительством, судостроением, транспортом, туризмом. Пометка вторая. Главный бенефициар – бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.

Парк воздушных судов авиакомпании
Самолеты АН-24 (Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолет для линий средней и малой протяженности. Самолет разрабатывался в опытно-конструкторском бюро 473 (сейчас — АО «Антонов»). Ведущим конструктором Ан-24 был Антон Шиврин. 20 октября 1959 года состоялся первый полет самолета, а первый регулярный рейс — 31 октября 1962 года по маршруту Киев—Херсон. В том же году началось серийное производство самолета.
В период с 1962 по 1979 год на Киевском авиационном заводе было выпущено 1367 воздушных судов, еще 174 было собрано на авиазаводах в Улан-Удэ и 165 — в Иркутске.
По заданию самолет должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 тыс. кг на расстояние до 2,6 тыс. км с крейсерской скоростью 450 км/ч.
Ан-24 имеет встроенную в крыло силовую установку из двух турбовинтовых двигателей АИ-24. У воздушного судна трехопорное шасси с передней стойкой и дополнительный подфюзеляжный киль.
Технические характеристики
- Экипаж: 3–5 человек
- Пассажировместимость: 48–52 человека
- Грузоподъемность: 6500 кг
- Длина: 23,53 м
- Размах крыла: 29,2 м
- Высота: 8,32 м
- Масса пустого: 13,35 т
- Масса снаряженного: 13,489 т
- Максимальная взлетная масса: до 22,5 т на доработанных самолетах
- Максимальная скорость: 460 км/ч
- Практическая дальность: 1850 км
- Практический потолок: 7,7 км)
Самолеты АН-26-100 (ближнемагистральные пассажирские самолеты. По постановлению Государственной авиационной администрации Украины, совместно с АНТК имени Олега Антонова 12 июля 1999 начали переоборудовать самолеты Ан-26 и Ан-26Б «Настенька» на пассажирские варианты Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Самолеты оборудовались дополнительными иллюминаторами и пассажирским и бортовым оборудованием. Пассажирский салон дополнительно утеплялся и изолировался от шума.
Самолеты выпускаются в нескольких вариантах: пассажирские (до 43 пассажиров) и грузопассажирские (15-19 пассажиров и грузовой отсек).
Технические характеристики
- Экипаж: 5 человек
- Длина:
- Размах крыла: 29,20 м
- Высота: 8,58 м
- Площадь крыла: 74,98 м²
- Профиль крыла: трапециевидное
- Масса пустого: 15020 кг
- Вспомогательная силовая установка: × РУ19А-300
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 540 км/ч
- Максимальная скорость: 450 км/ч
- Крейсерская скорость: 430 км/ч
- Практическая дальность: 2000 км
- Длина пробега: 620 м
Вертолеты МИ-8 различной модификации, в том числе VIP комплектации.
(советский многоцелевой вертолёт, разработанный в московском опытно-конструкторским бюро ОКБ-329 1-го управления Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) СССР. Главный конструктор ОКБ — М. Л. Миль.
Ми-8 (включая модификации) — самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире; является самым массовым вертолётом в истории авиации и вторым по количеству активных вертолётов вооружённых сил мира. Широко используется более чем в 50 государствах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Вертолёты Ми-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа; в России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только госкомпанией «Рособоронэкспорт», входящей в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение.)
ПРОБЛЕМА НЕ ОДНОЙ «АНГАРЫ»
В авиакатастрофе разбился именно Ан-24РВ. По данным СМИ, он бороздил небо почти 50 лет, совершив первый полет сразу после выпуска. И тут пользователи начали строить теории заговоров, что старые самолеты просто не могут больше обслуживать пассажиров. Пометка третья. У каждого воздушного судна есть такая штука как сертификат летной годности. В теории, по действующему законодательству, он дается на рекомендуемый разработчиком срок службы лайнера. Для Ан-24 это 25-30 лет. Но ежегодно летная годность проверяется инспекционным контролем, по результатам которого сертификат можно и приостановить. Так что, если судно в воздухе, значит с документами все в порядке. А если с документами все в порядке, значит самолет проверили и летать он может. Но это в теории, по действующему законодательству.
А на практике Ан-24 выпускались с 1962 по 1979 годы. Судна младше 45 лет в этом классе не существует. Меж тем, российские авиакомпании активно используют около 80 таких самолетов. Особенно они помогают на Сибирских просторах, где расстояния для автомобилей и поездов слишком большие (вы знали, что из Иркутска до, например, Усть-Кута ехать поездом 2,5 суток?), да и рельеф не позволяет проложить пути по земле в некоторые территории. А заменить его Ан-24 просто нечем. Ну то есть, абсолютно нечем. И авиакомпании этого не скрывают.
«Ан-24 – это надежный самолет, который способен безопасно взлетать со взлетно-посадочной полосы любого типа, в том числе с грунтовой. На сегодняшний день данный тип воздушного судна незаменим в тех местах, где отсутствует современная инфраструктура. Если вывести из эксплуатации Ан-24, то некоторые населенные пункты останутся без воздушного сообщения», — пояснили в пресс-службе «ИрАэро» после ЧП.
Но об этом знают все специалисты в отрасли, поэтому придумали ТВРС-44 «Ладога» — проект двухмоторного турбовинтового пассажирского самолёта для местных воздушных линий. Разрабатывается компанией УЗГА (Уральский завод гражданской авиации).
Некоторые характеристики «Ладоги» рассчитан на перевозку до 44 пассажиров;
предназначен для замены парка региональных самолётов вместимостью 30–50 мест типа Ан-24, Ан-26, Ан-140 и Як-40; может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой; сможет выполнять полёты при экстремальных температурах и в самых сложных природно-климатических условиях; взлетает с асфальтовых, бетонных аэродромов, а также с грунтовых и снежных полос.
Именно он должен заменить Ан-24 в небе. Выкатка опытного образца намечена на конец 2025 года. А пока летать на Ан-24 будут. Пассажиры, которые перемещаются внутри Иркутской области на самолетах (например, в Братск, Усть-Илимск, Киренск и другие северные города), будут продолжать ласково называть эти суда «маршрутками». Выбора у пассажиров практически нет. Только рейсовые автобусы (в некоторые направления добираться более 12 часов).

ЕСЛИ ВСЕ ТАК С АН-24, ТО ЧТО НЕ ТАК?
В 2018 году авиакомпанию «Ангара» проверили инспекторы Ространснадзора. С мая 2018 всего за год зафиксировали 158 нарушений. Эти данные приводит RT со ссылкой на выдержки из актов проверок. Что выделяют по результатам этой проверки:
- Отсутствие руководства к действию для экипажей на случай пожара, задымления или получения сведений об отказе двигателя;
- – Нарушения в технике пилотирования Ан при посадке (3 случая январь-июнь 2018);
- Отсутствие аттестации 44 сотрудников на должности пилотов и сотрудников авиационной безопасности;
- Проблемы с надёжностью навигационного оборудования нескольких Ан-24;
- Случай отказа всех систем географического ориентирования и радиосвязи из-за перегорания предохранителей в электроцепи;
По открытым данным сайта Межгосударственного авиационного комитета.
2024. 11 декабря самолет Ан-24РВ авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс из Киренска в Иркутск, совершил аварийную посадку в аэропорту назначения. Пострадавших нет.
2022. 17 августа в аэропорту Усть-Кут произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-24Б RA-47848 АО «Авиакомпания «Ангара». По имеющейся информации, находившиеся на борту 4 члена экипажа и 44 пассажира не пострадали, воздушное судно имеет повреждения.
2022. 15 ноября в Жигаловском районе Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8МТВ-1 RA-25830 АО «Авиакомпания «Ангара». По имеющейся информации, на борту находились 4 члена экипажа. КВС и бортмеханик получили травмы. Воздушное судно имеет значительные повреждения.
2019 год. 27 июня пассажирский самолёт Ан-24 совершил аварийную посадку в аэропорту Нижнеангарска. По предварительным данным, у самолёта отказал один из двигателей. На борту находились 47 человек, погибли пилот и бортмеханик. Другие члены экипажа спасали пассажиров, за что позже были представлены к наградам.
2018. 1 сентября вертолёт Ми-8 авиакомпании «Ангара» вылетел из города Усть-Кута. В установленное время его экипаж не вышел на связь. В понедельник вертолёт нашли разрушенным. Три члена экипажа погибли.
2013. 6 мая в 11 час 30 мин московского времени в районе с. Преображенка Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8 RA-24410 авиакомпании «АНГАРА» Восточно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ. При выполнении полёта воздушное судно не вышло на связь в установленное время. Организованными аварийно-спасательными работами обнаружены фрагменты вертолёта разбросанные по площади.
2011. 11 июля Ан-24 авиакомпании «Ангара» выполнял рейс по маршруту Томск – Сургут. Сел на воду. Из находившихся на борту лайнера 37 человек погибли 7 пассажиров.






