Илэ хоктон-Путь человека-эвенка

Илэ хоктон-Путь человека-эвенка

Численность эвенков, по данным переписи населения 2020 года, в Иркутской области составляет около 1200 человек. 

Большинство представителей этой народности живет в Катангском, Качугском, Казачинско-Ленском и Бодайбинском районах. Это северные территории Иркутской области. 

Эвенки относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Также они проживают в Монголии и на северо-востоке Китая.  

Фото: В.П. Сумаков
Тунгусский конгрессФото: В.П. Сумаков

Эвенков также часто называют тунгусами. Почему? Это они и есть. Пушкин когда-то написал:

«Слух обо мне пойдет по всей Руси великой
И назовет меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус и друг степей калмык».

Известнее этих строк, пожалуй, только Тунгусский метеорит. Его назвали так из-за места падения – рядом с рекой Подкаменной Тунгуской. А вот уже река приобрела такое имя именно потому, что там жили тунгусы.
Так почему теперь они – эвенки? Новое название появилось в 1930-х, спустя более 20 лет после падения метеорита. Это наименование дали народности большевики по самоназванию «эвенкил», хотя и в Китае их называют èwēnkè zú. В разных частях России их называют по-разному, особенно если учесть, что место проживания серьезно сказалось на традиционном быте народа. Но мы предпочтем использовать официальное «эвенки» и историческое, встречающееся в литературе «тунгусы».

Фото сделано Н. С. Розовым во время антропологической экспедиции 1950 г. к эвенкам Орловки.
Фото сделано Н. С. Розовым во время антропологической экспедиции 1950 г. к эвенкам Орловки.Фото: Н.С. Розов

ИСТОРИЯ

Прародителями эвенков могут являться монголоидные племена глазковской археологической культуры. Это были охотники и рыболовы аж 18 – 13 веков до нашей эры. Этническая группа получила свое название по находкам погребений в Глазковском предместье Иркутска, практически на месте впадения Иркута в Ангару. Этой теории придерживается большинство историков, но есть и другие версии. Некоторые ученые (например, Сергей Михайлович Широкогоров) считают, что эвенки пришли на побережье Байкала из Китая, а не наоборот. 

y_f41a1f0f-1
Илэ хоктон-Путь человека-эвенкаФото: сообщество “Эвенки”, VK

Большое влияние на расселение тунгусов оказали якуты. Даже название «тунгус» пришло из якутского языка, и до сих пор большая часть российских эвенков проживает в Якутии. Все это – уже 16-й век нашей эры. Именно тогда в русскоязычной литературе впервые появились упоминания тунгусов. Они встречаются в летописях1581–1583 годах в описании Сибирского царства. Это были разрозненные воинственные племена. Основные конфликты происходили именно с якутами. Но из-за необходимости платить ясак царской России два народа наладили торговлю. Тунгусы снабжали якутов пушниной, а те в ответ – железными изделиями и домашним скотом. Такое положение сохранялось вплоть до 1917 года. 

y_e087c267
Илэ хоктон-Путь человека-эвенкаФото: centrosib.info

Сложившиеся отношения вскоре сыграли на руку. Новая большевистская власть попыталась остановить контрабанду ценных товаров, обязав сдавать добычу северян в качестве продналога. Но многочисленные народы севера подняли восстание. Тунгусы провозгласили собственную республику (Съезд 14 июля 1924 г.) и право на распоряжение природными ресурсами. В общем-то, это и было единственное требование мятежников.

Такое положение сохранялось недолго, в ходе переговоров продналог был отменен, а тунгусы вошли в состав Якутской АССР. В 1927 году, когда Якутия решила стать союзной республикой, отказавшись от автономности, Тунгусская Народная республика перестала существовать, а вскоре народ потерял и свое историческое название. Организаторы восстания подверглись репрессиям. 

w_15cc505d
Илэ хоктон-Путь человека-эвенкаФото: сообщество “Эвенки”, VK

Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 года в составе Восточно-Сибирского края был образован Эвенкийский национальный округ с центром в Туринской культбазе. В 2006 году был включен в состав Красноярского края, сохранив название Эвенкийский район. Он граничит с Иркутской областью на севере (Усть-Илимский округ).

ТРАДИЦИИ И ВЕРА

Самая, пожалуй, интересная традиция эвенков – это празднование Нового года. Кто бы мог подумать, что в 21 веке кто-то отмечает этот праздник не 31 декабря и не ждет боя курантов. Это эвенки. Они верят, что Новый год наступает с первыми распустившимися листьями деревьев и кукованием кукушки – в конце мая – начале июня. Называется этот праздник Икэнипкэ и длится 8 дней. В это время вслед за природой эвенки украшают себя, надевая праздничные наряды. В праздник они собираются вместе (напомним, эвенки – народ кочевой), танцуют эвенкийский «хоровод» – хэддя, проходят очищение, окуривание дымом. К слову, возродился этот праздник со всеми обрядами только в 1990-е годы в Якутии.

SV7_5799-scaled
Тунгусский конгрессФото: В.П. Сумаков

В начале весны, пока реки еще скованы льдом, эвенки празднуют День оленевода (уктэвун). Важно провести праздник, когда не растаял снег и лед. Ведь по сырой земле гонки на оленьих упряжках были бы в разы сложнее. 

А в августе в Иркутской области традиционно проходит фестиваль «Северный Аргиш». На нем можно увидеть культурные традиций эвенков и тофалар.

Эвенки традиционно верят в шаманизм и анимизм, хотя сейчас большинство придерживаются христианства. 

SV6_7950-scaled
Эвенкийский обрядФото: В.П. Сумаков

Тунгусы верили, что мир делится на три части (это прослеживается и в эвенкийских обрядах). В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.

Связь между мирами поддерживают шаманы. Кстати, само слово «шаман» тоже эвенкийского происхождения. Главный, пожалуй, атрибут такого человека – это бубен. Его задача обеспечить бесперебойную связь с духами. Такой вот эвенкийский роутер. 

SV6_8392-scaled
Национальная одежда ЭвенковФото: В.П. Сумаков

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЭВЕНКИ

В Великую Отечественную эвенки дали СССР одного из лучших снайперов – «глаз коршуна». В миру Семен Номоконов, охотник и легендарный стрелок. Он уничтожил почти 500 военных врагов. 

amurpublic.ru_
Семён Григорьевич жил в тайге и считал ее своим домомФото: amurpublic.ru

Этот человек останется в эвенкийской истории как «Большой Увачан». Василий Николаевич возглавлял Эвенкию в 60–70-е годы. Признанный лидер народа, он внес неоценимый вклад в развитие национального округа.

Улукиткан, известный как охотник и следопыт Семён Григорьевич Трифонов. Благодаря его знанию тайги созданы карты труднодоступных районов Дальнего востока. 

Nomokonov_S_D
Улукиткан-Семен-Григорьевич-Трифонов-
Илэ хоктон-Путь человека-эвенка

Похожие материалы

Прямая линия Губернатора Приангарья запланирована на 12 ноября

Прямая линия Губернатора Приангарья запланирована на 12 ноября

Телефон для прямого общения опубликуют в день эфира

Политика
Русский бал XIX века стал украшением «Ночи искусств»

Русский бал XIX века стал украшением «Ночи искусств»

Царственная атмосфера в Музее истории города Иркутска

Культура